Задача родителя — стать ненужным. Как воспитать самостоятельного ребенка?

Tilda Publishing
create your own block from scratch
Родительство — это парадокс: чем успешнее мы выполняем свою роль, тем быстрее дети перестают в нас нуждаться. Здоровая сепарация — не предательство, а естественный этап взросления. Но как не перейти грань между гиперопекой и равнодушием? Собрали для вас ключевые рекомендации детских психологов.

Начинайте с раннего детства

Процесс сепарации ребенка от родителей начинается с рождения. Младенец учится самостоятельно дышать, есть, держать голову и так далее. По мере взросления важно давать ему выбор — тот, который ребенок способен сделать в силу возраста.

У двухлетки можно спросить: «Ты хочешь надеть красные или синие носочки?». Это уже покажет ребенку, что у него есть выбор и он вправе решать. Детям дошкольного возраста можно поручать простые задачи: убрать игрушки, полить цветы, помочь убрать посуду со стола. Даже если результат не идеальный, стоит хвалить за усилия.

Конечно, взрослым быстрее и проще сделать все самим, а не ждать, когда маленькие ручки принесут тарелку или выберут цвет носков. Но на кону не просто сэкономленное время, а вклад в развитие самостоятельности и уверенности ребенка.

Приглушите постоянное «давай я»

Этот пункт плавно перетекает из предыдущего. Легче все взять в свои руки, чем несколько раз рассказывать и показывать как надо. Но с таким подходом ребенок ничему не научится и всю жизнь будет нуждаться в чужой помощи.

Вместо «давай я» говорите: «ты все сможешь». Почаще напоминайте себе, что родители не вечные, а мир не обязан падать ниц к ногам ребенка и помогать ему во всем. Ваша задача — научить всему, что знаете, и дать необходимые инструменты для строительства собственной жизни.

Разберитесь с личными переживаниями

Некоторые комментаторы обвиняют современных детей в несамостоятельности, но не хотят замечать правду. Родители могут перегибать с гиперопекой, которая часто основана на тревоге.
«А вдруг он не справится?»
«Ему там будет опасно»
«Я хочу уберечь ребенка от трудностей»

Эти мысли основаны на естественных страхах, но не всегда уместны. Есть разные практики самопомощи, с которыми проще понять корень тревожных мыслей. Возможно, стоит обратиться к психологу. Но вот минимум, который вы можете сделать прямо сейчас — ответьте, что самое страшное способно приключиться, и какова вероятность, что это произойдет. Во-первых, вы определите степень «катастрофизации» своих мыслей. Во-вторых, сможете составить план на каждый случай, чтобы себя успокоить.

Не бегите все решать и исправлять

Например, у ребенка конфликт в школе — спросите, как он хочет его решить. Не бегите разбираться с учителями и одноклассниками, пока не услышите эту потребность. Возможно, ситуацию получится решить без вашего вмешательства. И это даст невероятно ценный опыт ребенку.

Однако важно соблюдать баланс. Не стоит отстраняться и проявлять безразличие к детским проблемам. Некоторые ситуации выходят за рамки той ответственности, которую способен вынести ребенок.

Любите, а не тотально контролируйте

«Родитель — это маяк: не бежит за кораблем, но светит ему в бурю» — говорит семейный психолог Людмила Петрановская. «Вы пастух, а не дизайнер овцы» — напоминает нейропсихолог и психиатр Рассел Баркли.

Родитель должен обеспечить не только комфорт и безопасность ребенка, но и его нормальное взросление. А это происходит только тогда, когда мама и папа понимают детские потребности. Да, в 3 года ребенок обожал проводить время с семьей и сложно переживал разлуку. Но в 13 лет социализация и общение со сверстниками выходят на первый план. Поэтому важно давать ребенку больше самостоятельности.

Самостоятельность — это про свободу выбора, право на личное мнение и действия, которые могут отличаться от ожиданий и воли родителей. Но ребенок — это не ваш проект.

Дайте понять, что ошибки — это уроки, а не катастрофы

Мы часто говорим об этом в своих постах, потому что страх провала — распространенное явление и у детей, и у взрослых. Он формируется из-за реакций на ошибки. Ребенок получил двойку — спровоцировал негатив от учителя. Запнулся на школьном мероприятии и перепутал слова — одноклассники рассмеялись. Но семья не должна продолжать эту тенденцию.

Родители могут помочь прожить неприятные эмоции и вынести урок из допущенных ошибок. Вместо криков и наказаний стоит спросить: «Как думаешь, а что можно сделать уже сейчас, чтобы исправить ошибку или не допустить ее снова?»

Сначала родители стимулируют эти размышления, а затем ребенок и сам начнет анализировать ситуации. Он будет воспринимать неудачу как шанс сделать еще одну попытку. Ребенок не опустит руки и не будет ждать чужого одобрения на действие.